Пресса о нас

К пылающим звездам

Впервые в Волгограде незрячие зрители «посмотрели» театральный спектакль.

Достаточно на несколько секунд закрыть глаза, чтобы представить, каково приходится в жизни людям, полностью или частично лишенным зрения. К сожалению, не всегда общество готово замечать проблемы незрячих и идти им навстречу. Доступная среда – это не только пандусы и разметка на улицах, но и доступность искусства для людей с особенностями. Именно поэтому в казачьем театре прошла уникальная акция «Открой сердца и двери». Театр не просто открыл двери для слабовидящих зрителей. Его гостями стали члены Всероссийского общества слепых. Из одного только Волжского прибыл целый автобус. Незрячие гости «увидели» гордость театра, новый спектакль, успешную премьеру сезона – рок-мюзикл по пьесе Антонио Вальехо «В пылающей тьме», где, кстати, рассказывается о жизни внутри закрытого интерната для слепых.

– Тема во всех отношениях близкая. Я очень рада, что обратили внимание на людей с такими проблемами здоровья, как наши, – сказала сидевшая в зрительном зале рядом со мной женщина в очках с сильно затемненными линзами. В руках она сжимала компактный, не больше мо- его диктофона, аппарат с рычажками, а в ушах у нее и других зрителей были наушники. Это часть тифлооборудования, которое помогало незрячей публике не пропустить ничего важного на сцене. – Незрячие люди ходят в театры и в кино, но там они обычно сталкиваются с трудностями. Они, как и все, слышат реплики актеров, но многие сюжетные повороты для них недоступны. Что происходит на экране – убийство, любовная сцена? Как правило, сопровождающий шепотом на ухо рассказывает, что делается, в секунды тишины. Без подготовки это не просто, поверьте, – поясняет тифлокомментатор Наталия Пряникова. Именно она, сидя в специальной застекленной будке, с помощью рации вела так называемое горячее тифлокомментирование спектакля, а перед этим тщательно подготовила весь текст.

«На сцену выходят герои пьесы. Артисты одеты в костюмы в испанском стиле, на девушках корсеты и юбки с пышными оборками…» – рассказывала Наталья внимательно слушающим зрителям. Оказывается, труднее всего «переводить» для слабовидящих именно театральное искусство. В отличие от кино, это живое исполнение, в котором могут быть импровизации, может затянуться или, наоборот, исчезнуть пауза, и что тогда?.. – Но все получилось! Сужу по отзывам: несмотря на незначительные технические помехи, люди подходили и благодарили… Молодежная постановка с большим количеством световых эффектов, музыки и темпераментных танцев стала ближе необычным зрителям – именно ее энергетику они уловили. И от души благодарили театр! Впечатлений хватило надолго.

Перед началом спектакля в театральном фойе проходила выставка 3Д-картин и станковых скульптур заслуженного художника России Сергея Щербакова. Незрячие люди их «разглядывали» тактильно, оглаживая ладошками, «рассматривая» детали пальцами, читая этикетки на шрифте Брайля. Уникально было и то, что впервые в спектакле «В пылающей тьме» вместе с профессиональными артистами участвовала Анастасия Рыбушкина, незрячая актриса любительского театра. У Насти с рождения была миопия очень высокой степени, а в восьмом классе она полностью потеряла зрение. Несколько тяжелых операций, увы, не помогли. Несмотря на это, девушка окончила школу, потом поступила в ВолГУ, у нее образование психолога и менеджера по работе с инвалидами. Она замужем, воспитывает дочку. А театр – одно из ее увлечений. Перед премьерой Настя сильно волновалась. Получится ли спеть так, как надо? Не подведет ли она партнеров? В течение нескольких месяцев вместе с режиссером Владимиром Тихонравовым они тщательно запоминали мизансцены, все проходы по сцене, где стояла декорация – довольно громоздкая металлическая конструкция. И конечно, все артисты Анастасию поддерживали, незаметно направляли, когда, например, нужно было войти в узкий дверной проем или подняться по лестнице. На спектакле актриса справилась прекрасно. Она была естественна и органична. Все вокальные номера получились.

– Нет слов, замечательный праздник, я благодарен за него всему творческому коллективу театра. Доступная среда – это не просто звуковые светофоры и наводящие планочки. А, например, и то, что наша девочка смогла полностью реализовать свой талант на сцене. После таких мероприятий люди начинают нас замечать и по-другому относиться, – сказал один из гостей Сергей Филишкевич.

За всю историю развития театрального искусства в Волгоградской области это первый подобный проект – совместная постановка профессионального театра и молодых артистов любительской студии незрячих инвалидов. Сейчас уже можно сказать, что для казачьего театра это был рискованный шаг. Но дело того стоило, здесь серьезно задумываются о повышении эмпатии, развитии общества равных возможностей в Волгограде.

– Сегодняшний день – продолжение масштабной работы, – напомнил Андрей Зуев, директор Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра, – с участием зрителей-инвалидов, например колясочников, у нас проходили Рождественские благотворительные елки, праздник Покрова Богородицы, День защиты детей, «Ночь в театре». Навещали подшефный детский дом в Серафимовиче, онкологическое детское отделение.

Наталия Гапиенко, председатель регионального отделения ВОС, рассказала, что ей уже звонили коллеги из Краснодара и Ростова – прочитали отчеты из казачьего театра в соцсетях, восхищаются, завидуют, просят делиться опытом. – Мы очень волновались, – добавляет Андрей Зуев. – В начале пути идея казалась несбыточной. В зале были особенные зрители. Очень внимательные, чуткие... Никто не переговаривался, казалось, что они слушают и ощущают спектакль всем своим существом. Аплодисменты звучали благодарностью за яркую работу актеров. Я был рядом с ними. Я видел, как они слушают историю, которая им понятна более чем другим, я видел их слезы! И когда один из наших гостей, выходя из зала после спектакля, на мой вопрос, понравилась ли наша работа, ответил: «Очень важно, чтобы вы этот спектакль показывали зрячим», я понял: всё сделано не зря.

Юлия ГРЕЧУХИНА. Фото Артема АРТЕМЬЕВА.

"Грани культуры", №24 (2017г.)