Пресса о нас

Мелодия младенческого крика (Газета «Волгоградская правда» от 08.02.2011)

В Донском казачьем театре прошла премьера спектакля «Эшелон».
Свой «Эшелон» Михаил Рощин начал писать в Камышине на Сталинградской земле. В пятидесятые годы будущий знаменитый драматург, прозаик и сценарист был литсотрудником в городской газете. Но тогда уже знал, что станет писателем.
На берегах Волги Рощин задумал документальную повесть о войне. В её основу легли личные воспоминания автора, ребенком пережившего ужас эвакуации. Вместе с матерью Миша спасался от бомбёжек и обстрелов, следуя в военном эшелоне на восток.
Рощин часто повторял, что даже дитя в утробе матери было жертвой и участником войны. В тылу беженцам выпадало порой не меньше лишений, чем на передовой. Но вся правда о женщинах, детях и стариках – мучениках войны – тогда не могла быть опубликована.
Однако сбылось пророчество Александра Солженицына, который заметил молодого драматурга Рощина, прочитав его первую пьесу «Седьмой подвиг Геракла»: время расставляет всё и всех по своим местам.
В начале семидесятых по просьбе Олега Ефремова Михаил Рощин переработал автобиографическое повествование в пьесу «Эшелон». Её сразу приняли к постановке лучшие театры страны – «Современник» и МХАТ, талантливые режиссёры – Галина Волчек и Анатолий Эфрос. Спектакли взбудоражили театральную Москву, стали сенсацией, надолго запомнились. Позднее, когда в 1978-м Рощин летел в США на премьеру «Эшелона» (где его также ставила Волчек), в самолёте ему стало плохо. Драматург попал в госпиталь, где ему сделали операцию на сердце. Так война ещё раз жестоко напомнила о себе.
О страданиях мирного населения в Великой Отечественной Войне до 1970-х говорить было не позволено. Это потом появятся пронзительные вещи Светланы Алексиевич, Василя Быкова…Но первым открыл запретную тему «Эшелон».
Пьеса очень непроста для сценического воплощения. Вообще сложно рассказывать публично о чужих страданиях – легко впасть в пафос или «чернуху», потерять чувство меры и, тем самым, доверие, сочувствие зрителей.
Вот почему Донской казачий театр совершил настоящий подвиг, взявший за такой материал и найдя ему достойный сценический эквивалент. Символично, что премьеру в Волгограде «Эшелона» казачий театр провёл 2 февраля, в день 68-ой годовщины победы под Сталинградом.
Сегодня, после премьеры, можно смело сказать, что новую постановку тепло приняла публика. Важно, что почётные места в зале занимали представители старшего поколения, ветераны.
Особенно интересна работа коллектива театра после произошедших накануне открытия сезона событий – смены директора (теперь этот пост занимает Андрей Зуев) и прихода нового главного режиссёра Владимира Тихонравова.
Режиссёрски спектакль разработан тщательно. Мы увидели крепкий актёрский ансамбль. Поставленные задачи чётко выполнялись артистами (по преимуществу, актрисами этой «женской» пьесы). Не хотелось бы делать кому-то замечания (хотя здесь определённо есть предмет для разговора), потому что удалось главное. Найдены точные  интонации, благодаря которым действие становится эмоционально убедительным и находит живой отклик у зрителя сегодня, 70 лет спустя после давних скорбей и катастроф.
С запада на восток медленно движется поезд. Мы слышим то стук колёс, то грохот обстрела. В полумраке сцены условно намечены контуры вагона: нары, в центре  - буржуйка. Полтора десятка женщин долгие недели должны коротать вместе в тесноте теплушки, на глухих Они очень разные. Симпатичные и не очень, тихие и скандальные, юные и немолодые. Они то ссорятся, то отчаиваются, то кликушествуют, то плачут, а потом смеются, утешают друг друга и снова погружаются в депрессию. В этом общем потоке жизни постепенно проступают отдельные судьбы. Не сразу зритель начинает различать героинь. Но в эпическом повествовании о судьбе  поколения нет главного и вторичного. Оно разворачивается и обогащается благодаря разным женским характерам и человеческим историям, очень достоверно сыгранным Ириной Тихонравовой (Маша), Еленой Черных (Лавра), Ольгой Халисовой (Галина Дмитриевна), Людмилой Романюк (Нина),  Марией Мирошиной (Ива) и другими актрисами.
Бесконечное терпение, женская и материнская преданность, любовь к своим детям и мужчинам, к своей стране – всем этим лучшим нравственным качествам художественных образов и реальных их прототипов аплодировал зал, дружно встав в финале.
Режиссёр-постановщик Владимир Тихонравов умело приблизил созданный сорок лет назад драматургический материал к сегодняшнему дню. Он бережно убрал из пьесы то, что может быть непонятно и не близко современникам. И оставил главный жизнеутверждающий  посыл – жизнь продолжается, нельзя терять достоинство, несмотря на все лишения и потери. Прямо в вагоне у одной из героинь рождается малыш. Его звонкий крик стал лучшей музыкой спектакля.
Возможно, не стоило так в лоб подавать авторские монологи. Может быть, излишнее любование присутствует в экзотической сцене с цыганкой, а исполнительнице центральной и очень сложной роли Кати в отдельных сценах не хватало обаяния. Музыкальный зачин «Утомлённое солнце», к сожалению, как-то потерялся в приземлённых бытовых подробностях. Этой счастливой мелодии нам не хватало в финале, который оказался немного скомканным.
И, тем не менее, спектакль «Эшелон» - серьёзная заявка Донского казачьего театра в поиске своей линии, своего голоса. Хочется верить, что после многих лет невнятного театрального существования коллектив обретает уверенность, яркий художественный почерк и неповторимое творческое лицо.

Юлия Гречухина