Пресса о нас

«Хуторяне» в Казачьем (Газета «Казачий круг» от 08.04.11)

8 апреля 2011 года в «Государственном Донском казачьем театре» состоится премьера возобновлённого спектакля «Хуторяне» по пьесе Александра Копкова «Царь Потап».
Событие это, несомненно, знаковое для культурной жизни нашего города. Спектакль уже полюбился зрителю и был отмечен призами на международных театральных фестивалях. Возвращение постановки в афишу театра свидетельствует о том, что сейчас «Государственный Донской казачий театр» ориентирован на драматургию высокого класса. В том, что пьеса Копкова «Царь Потап» принадлежит к таковой, сомневаться не приходится. Об авторе, Александре Андреевиче Копкове (1905-1942), к сожалению, известно немного. Театроведы, литературные критики и даже коллеги-писатели пророчили ему большое будущее: например, Максим Горький назвал Копкова (наряду с Исааком Бабелем) одной из самых ярких фигур советской литературы и драматургии. Но, тем не менее, в 1940 году постановлением партии Копков был признан антисоветским элементом, а его произведения попали в список запрещённых. Известно также, что в июле 1941 года Александр Андреевич ушёл на фронт, где и погиб в сентябре 1942 года.
В качестве драматурга Копков успел написать всего две пьесы – «Слон» и «Царь Потап». Но, если «Слона» периодически ставили, то «Царь Потап» в советское время не шёл практически нигде, но не только из-за вышеупомянутого «партийного» запрета. Впервые эта пьеса была принята к постановке в 1938 году в ленинградском Большом Драматическом Театре, которым тогда руководил трижды лауреат Государственной премии СССР знаменитый актёр Борис Бабочкин. Первым Потапом Урловым стал Виталий Полицеймако, а Павла сыграл народный артист СССР Ефим Копелян. Актёр вспоминал, что его мечтой была роль Потапа, но, как я уже писала, пьесу запретили. Бабочкин вынужден был снять спектакль с репертуара, ведь его постановщикам грозили сталинские лагеря. Самому же Бабочкину спасло жизнь только то, что в кино он уже сыграл Василия Ивановича Чапаева. Но поста художественного руководителя БДТ за этот спектакль он всё же лишился.
Во времена «хрущёвской оттепели» запрет на постановку «Царя Потапа» сняли, но театры и тогда опасались включать пьесу в свой репертуар из-за её двойственного содержания. И лишь сравнительно недавно «Царя Потапа» начали ставить во многих театрах постсоветского пространства. Но, как отмечают критики, удачными среди них можно назвать лишь постановки «Потап Урлов» Одесского ТЮЗа и «Хуторяне» Государственного Донского казачьего театра. Причиной тому, на мой взгляд, послужило то, что многие режиссёры понимают и ставят «Царя Потапа» только как пьесу остросатирическую. Но столь однобокая трактовка обедняет художественную ценность пьесы и уж никак не объясняет сталинский запрет на его постановку, ведь в советском театре пьесы, высмеивающие зажиточных крестьян, были в почёте. «Государственный Донской казачий театр» в трактовке произведения и образов героев пошёл значительно дальше своих коллег: «Хуторяне» - действо трагикомическое, в котором смешные моменты тесно переплелись с драматичными и даже трагедийными поворотами сюжета. Именно такое глубокое, философское и неоднозначное прочтение пьесы Копкова, наряду с блестящими актёрскими работами, и обеспечило успех спектакля у зрителей.
Сюжет спектакля прост только на первый взгляд: к зажиточному крестьянину Потапу Урлову приезжает «из самого Петербургу» сын Павел с молодой женой Еленой. Отец гордится им, думает, что в городе Павел стал большим человеком. Но, узнав, что тот приехал без гроша в кармане, решает «отделить» сына…  История семьи Урловых из волжской глубинки, датированная 1913 годом, сегодня была бы мало интересна публике, если бы проблемы, которые поднял в своей пьесе Александр Копков, а вслед за ним и коллектив «Государственного Донского казачьего театра», потеряли актуальность в наши дни. Однако сложные взаимоотношения отцов и детей сегодня характерны практически для любой семьи. Как только дети вырастают, они, за редким исключением, стремятся к самостоятельности. И тот факт, что платить за нее приходится набитыми на лбу шишками, мало кого останавливает – шишки-то свои! Цивилизованным решением вопроса отделения детей от родителей нынче также могут похвастать далеко не все семьи. У кого-то нет денег купить ребёнку жилье, как это сделал главный герой постановки Потап Урлов, а кто-то не приемлет западную модель построения «ячейки общества», пытаясь вмешиваться в личную жизнь своего ребёнка (в пьесе это заканчивается трагедией). В результате – обиды и скандалы, а к чему приводят семейные разногласия, всем давно известно. И если самые близкие люди в итоге становятся злейшими врагами, то счастья и благополучия такой семье не видать. Эта мысль и стала лейтмотивом «Хуторян».
Одним из главных достоинств спектакля является то, что Потапа Урлова играет корифей театральной сцены, заслуженный артист России, кавалер ордена «Царицынская муза», обладатель звания «Человек года-2010» Анатолий Иванович Трусов. В 2007 году за эту роль Анатолий Иванович получил приз на международном театральном фестивале “Homo ludens” в г.Николаево (Украина). Именно ему было доверено руководством театра восстановление постановки, поскольку Анатолий Иванович блестяще знает данный спектакль и, несомненно, обладает не только выдающимися актёрскими, но и режиссёрскими способностями.
Мне посчастливилось видеть Трусова на сцене и поэтому могу сказать, что когда он выступает, зритель испытывает наслаждение от игры настоящего Мастера, от встречи с Высоким Искусством. Каждая роль Анатолия Ивановича - откровение, честная и правдивая беседа со зрителем. Слова его персонажей адресованы каждому зрителю, пришедшему на спектакль. Его игра – это настоящая магия!  Поэтому я обязательно посмотрю «Хуторян», дабы в очередной раз увидеть настоящее чудо. И приглашаю вас разделить со мной радость встречи с Настоящим Театром!

Екатерина Лукьянова