Пресса о нас

Судьба русской актрисы (Статья о Тамаре Михайловне Тарасовой в газете «Казачий кругъ»)

Тамара Михайловна ТарасоваВ «Государственном Донском казачьем театре» есть много талантливых и ярких артистов, о которых хочется говорить бесконечно. Сегодня я расскажу вам о замечательной актрисе, чьей уникальный талант невозможно измерить словами. Итак, дамы и господа, представляю вам Настоящую Музу театрального искусства, красавицу и просто потрясающего человека  – актрису Тамару Михайловну Тарасову.       
Родилась Тамара Михайловна 23 февраля 1952 года. По словам актрисы, она с детства мечтала играть на сцене. У многих девочек эта мечта так и остаётся несбыточной, но наша героиня привыкла добиваться поставленных целей. Поэтому, окончив школу, поехала сначала учиться в Ленинградскую театральную студию, а затем в Ярославский Государственный Театральный Институт имени первого русского актёра Фёдора Волкова. По его окончании Тамара Михайловна поступила на службу в Нижнетагильский драмтеатр. В этом городе она встретила свою любовь – студента режиссёрского отделения ГИТИСа Евгения Чудилова. Через некоторое время они поженились, а затем по распределению переехали в чудесный латвийский город Лиепая, где стали работать в театре Балтийского флота. За это время Тамара Михайловна сыграла в таких пьесах, как «Снежная королева» Е.Шварца (роль Герды), «Сын полка» В.Катаева (Ваня Солнцев), «Комедия ошибок» У.Шекспира (Люциана). Актриса уже тогда была высоко оценена театральными критиками и даже удостоена премии Лиепая за роль в пьесе «Люди, которых я видел». Но сама Тамара Михайловна говорит о том, что её становление как актрисы (от себя добавлю – выдающейся актрисы) произошло во время работы в павлодарском театре имени А.П.Чехова (Казахстан). Здесь она обрела настоящее актёрское счастье, ведь именно на его сцене Тамара Михайловна смогла воплотить образы, о которых другие только грезят: Нины Заречной («Чайка» А.П.Чехова), леди Уиндермир («Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда), доньи Анхелы («Дама-невидимка» Педро Кальдерона), Аси («Лакейские игры» Эмиля Брагинского), Мурзавецкой («Волки и овцы» А.Н.Островского), Марии в «Самоубийце» Николая Эрдмана, Анни Салливан («Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона), Агафьи Тихоновны («Женитьба» Н.В.Гоголя) и т.д. В том же театре ей посчастливилось играть на одной сцене с Иннокентием Смоктуновским, Ниной Алисовой, Василием Лановым, Анатолием Кузнецовым, Ией Саввиной и Виталием Соломиным. Возьму на себя смелость утверждать, что в театре имени Чехова Тамару Тарасову оценили по достоинству, причём свидетельством тому могут послужить не только вышеназванные роли. Перелистывая небольшой каталог павлодарского театра, изданный в 1990-е годы, нахожу цитату: «Тамара Тарасова – репертуарная актриса» (актриса, под которую специально подбирают репертуар – примечание автора). А что может быть лучше для артиста, чем осознание того, что в подобранных для него пьесах он сможет полностью раскрыть себя? Наверное, только искренняя зрительская любовь и чувство единства с залом.
В 2000 году актриса пришла в «Государственный Донской казачий театр», где сыграла ведущие роли во многих постановках: «От любви до ненависти» Н. Старицкого, «Пески» А. Серафимовича, «Человек из шкафа» А.Виноградова, «Чубатые ребята» Ю.Войтова, «Подхалюзин и компания» (по пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся»), «Чудеса на 2 часа» Б.Рацера и В.Константинова, «Маленькая фея» Д.Рабадан, «Женитьба Белугина» того же Островского, «Эшелон» М.Рощина. Тамара Михайловна гордится своим театром, его коллективом, спектаклями. Её преданность Казачьему театру поражает: она не оставила его коллектив и в самые трудные времена. Актриса всегда активно участвовала в общественной жизни театра, ведь она убеждена: человек, наделённый нравственным чувством, не может быть обделён чувством эстетическим.
Тамару Михайловну зрители любят. Да ей и невозможно не восхищаться: зритель чувствует её искренность и тянется к ней. Мне особенно запомнилась её Саввишна в трагической повести «Эшелон». Многим зрителям она могла показаться нелюдимой и жадной. Но, как справедливо заметила Тамара Михайловна, у этой женщины есть своя цель: любой ценой сохранить жизнь дочери и внука. В обстоятельствах войны и эвакуации эта цель становится настоящей жизненной программой, выполнив которую героиня умирает. В исполнении актрисы Саввишна – мученица войны, чья боль тем острее, что она прячет её в глубине души и старается никому не показывать. Тарасова мастерски, уверенно и тонко рисует образ Саввишны как человека с очень сложным и противоречивым характером: с одной стороны она постоянно ругается с соседками, подсчитывает каждый кусок, каждую копейку, но с другой стороны - говорит всем правду и этим пытается помочь людям, так как считает, что только реальное восприятие жизни поможет им выжить в войну. Героиня Тамары Тарасовой искренна во всех своих проявлениях, что сообщает особую реалистичность образу. Поэтому умирающей героине Тамары Тарасовой невозможно не сочувствовать, ведь понимаешь, что её уход – словно утрата Ангела-хранителя всех женщин, едущих в теплушке.
Впечатляет и Катерина  из «Хуторян» А.Копкова.  Тамара Михайловна играет её как женщину мудрую, спокойную и терпеливую. Катерина – персонаж весьма символичный и философский: она, хотя и замучена постоянными скандалами с мужем, всё же не видит в этом ничего плохого, так как, очевидно, не знала других примеров и привыкла к тяжёлой жизни. В образе Катерины актрисой раскрывается то, что именно семейная жизнь «по привычке», без любви стала, к сожалению, нормой жизни. Но именно героиня Тамары Михайловны выглядит самой живой и человечной, по сравнению с остальными персонажами пьесы, поскольку лишь она сохранила в себе способность к искреннему сопереживанию. Её Катерина, в финале скорбно застывшая над телом убитого сыном мужа, - символ вечного страдания и безмерного ужаса перед противоестественностью случившегося.
Тамара Михайловна человек на редкость скромный, не любит говорить о себе, о своих заслугах. Коллеги отзываются о ней, как об очень душевном человеке, а также как о надёжном партнёре, что свидетельствует о внутренней культуре и высокой порядочности актрисы.
Диапазон Тамары Михайловны Тарасовой поражает своей широтой – помимо уже упомянутых образов, ей подвластны утончённая уайльдовская леди Уиндермир и мятущаяся Нина из «Чайки» Чехова, деловитая Устинья Наумовна из «Свои люди – сочтёмся» А.Островского и боевая Акулина из «Чубатых ребят» Ю.Войтова, простоватая Настасья Петровна из «Женитьбы Белугина» Островского и умная Турандот из одноимённой пьесы Карло Гоцци. Когда видишь Тамару Михайловну в спектаклях, понимаешь, что артистов, способных до донышка выкладываться на сцене, всегда было мало. Но тем они и ценнее. Ведь лишь такие актёры способны подарить зрителю настоящее счастье!

Екатерина Лукьянова