ТЕАТР – И ЕСТЬ МОЯ ЖИЗНЬ

ТЕАТР – И ЕСТЬ МОЯ ЖИЗНЬ

ТЕАТР – И ЕСТЬ МОЯ ЖИЗНЬ

Сегодня, 2 июня 2020 года главный режиссер Волгоградского музыкально-драматического театра Владимир Тихонравов  отмечает  75 летний юбилей.
 
Накануне юбилея Владимир Владимирович поделился воспоминаниями о своей жизни и театре, ведь как он сам признался - Театр и есть моя жизнь.

- Расскажите о том, как вы пришли к  профессии режиссера. Насколько мне известно,  вы   собирались стать врачом.

- Вырос я в Днепропетровске.Мои предки по линии мамы – врачи и учителя, по папиной – люди театра. В те годы для поступления в  медицинский институт нужен был стаж. И в 16 лет я пошел  работать на завод. Токарь, слесарь, электрик – очень нужные для жизни умения. Когда я поступил в Днепропетровский  медицинский, мама была счастлива больше меня. Через два года  институт я бросил. Никто не понимал почему. Уговаривали остаться, но я пошел рабочим сцены в театр.  Я прекрасно танцевал твист, благодаря этому через три месяца получил свою первую роль в спектакле «Традиционный сбор» В. С. Розова. В театральную студию  меня  готовила бабушка Мария Кузьминична Фугенфирова-Сибирская - самый близкий мне человек. Я ее очень любил. Она открыла мне совершенно удивительные вещи, шепотом рассказывала  мне о вере, об  императоре, которого ей доводилось видеть.  О театре, которому она была предана всей душой, я  тоже разговаривал с ней, хотя и мой отец, и дед были артистами.

- Вы закончили Высшее театральное училище им. Б. Щукина, сначала актерский, а затем и режиссерский факультет. Почему так сложилось?

- В Днепропетровске мне не сиделось: я  поехал в Ашхабад, потом в Оренбург, затем в Тулу. Расстояния все больше, роли  каждый раз интереснее. В Тулу меня пригласил Р. П. Рахлин на роль Митчелла в спектакле «Трамвай «Желание». Пьеса Теннесси Уильямса шла в Тульском театре со шквальным успехом! Ее приезжали посмотреть даже из Москвы. Так я познакомился с профессором Л.В. Ставской и  попадал на ее актерский курс в «прокрустово ложе» Щуки.  На дипломном спектакле Людмила Владимировна заявила, «ты не играешь, а контролируешь всё, что делается на сцене и за кулисами –  готовь документы на режиссуру». Я в страшной спешке придумываю  экспликацию к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского и через месяц становлюсь студентом режиссерского факультета. Через какое - то время перевожусь на заочное – у меня ведь рос сын и мне надо было кормить семью.  Когда я  учился на третьем курсе, мой спектакль  «Римская весна или последняя любовь» Вацлава Кубацкого стал лауреатом фестиваля польской драматургии.  Актеры, исполняющие главные роли, и никому не известный режиссер Владимир Тихонравов  получили дипломы за подписью министра культуры СССР П.Н. Демичева.
 
- Расскажите о  людях, которые повлияли на ваше становление.
 
- Я уже упоминал о своей бабушке, говорил о Л.В. Ставской, дружбой с которой  горжусь. В Щуке у нас были  прекрасные мастера и педагоги: ректор Б.Е.Захава; профессор, декан режиссерского факультета А.М.Поламишев; непревзойденный знаток творчества Шекспира А.А.Аникст; преподаватели актерского мастерства - народные артистки СССР. Ц.Л. Мансурова, А.И.Ремезова, В.К.Львова. Принцип обучения  в училище был очень прост, как говорил Борис Евгеньевич Захава:  «Каждого учащегося надо поставить под перекрёстный огонь различных педагогических влияний разных преподавательских индивидуальностей».
Я очень любил учиться. И всегда стремился к новому. Казалось бы, два диплома в кармане, хорошая работа, а я все  еще хочу невозможного. Судьба оказалась ко мне благосклонна – вопреки всему меня приняли на высшие режиссёрские курсы при Российской Академии театрального искусства. А мастером моего курса был выдающийся театральный деятель, бесконечно талантливый  и  любимый  Андрей Александрович Гончаро
 
- Тула, Оренбург, Ашхабад, Новокузнецк, Пермь, Северодвинск, Днепропетровск,  Березники, Волгоград – это неполный список городов,  в которых вы работали. Что их объединяет?
 
- Театр!  Елена Блаватская считала, что  «есть тварный мир и есть небесный. И только искусству дано соединить их.»   Я не стремлюсь к стабильности. С детства люблю бурю и шторм, несущие перемены. В театре же любая ситуация - экстремальная. Мне интересно жить именно так. По-другому я жить не умею, да и не хочу. В каких-то городах я работал недолго, с другими меня связывали десятилетия.За свою жизнь я поставил более 100 спектаклей.  В Березняковском  театре я почувствовал себя своим и застрял там на 10 лет. Не только ставил спектакли, но и руководил, был одновременно хозяйственником, менеджером и родным отцом для всей труппы. Хорошее было время! Актерскую смену готовили для себя сами - сделали специальный курс на базе музыкального училища. Участвовали  в фестивалях, много и успешно гастролировали – ездили в Сочи, Санкт-Петербург, Хельсинки и Нью-Йорк.
К сожалению или к счастью жизнь  вносит свои коррективы. Так я оказался в Волгограде. Здесь в 2007 году я создал  камерный театр «АЗЪ». Несколько лет работал в Новом экспериментальном театре с Отаром Джангишерашвили .
А в 2010 году нашел новый дом – «Волгоградский музыкально-драматический казачий театр». Мне, как и директору Казачьего театра Андрею Евгеньевичу Зуеву, близка идея «Театра – семьи». И это определяет атмосферу в коллективе. Поэтому удается сделать многое. Театр за эти годы сильно изменился. Сегодня нам есть, чем гордиться. Спектакли «Тихий Дон» М. Шолохова, «Тётки» А.Коровкина, «Собачье сердце» М. Булгакова  уже который год идут с аншлагами.  «Дни Турбиных"М  Булкакова, «Казачьи сказы» Ф.Крюкова , «Тетки» А. Коровкина отмечены дипломами российских и международных фестивалей.
 
- О чем вам важно  рассказать в своих спектаклях?
 
-  Мой  отец рассказывал мне только одну историю о себе. Как в  1943 году он – лейтенант разведки попадает в госпиталь и  знакомится с мамой. Раны затягиваются, и он снова отправляется на фронт – на Волховский. А мамин госпиталь - на Ленинградском.  Ни война, морозы, ни опасность не смогли  остановить влюбленных, они продолжали видеться. Через полгода, в жуткую стужу, в землянке они зарегистрировали брак, с настоящей девушкой из ЗАГСа  и положенными печатями, по-другому они не могли.  
Я выбираю пьесы, которые мне близки. Хочу, чтобы зрители задумались о том, ради  чего  им стоит жить. О вечном, сверхважном  - о любви   Любви к женщине, к матери, к Родине.
В драме «Дни Турбиных» М.Булгакова холодному завьюженному городу и бушующей стихии разрушения противопоставлен дом Турбиных - тихий душевный островок взаимопонимания, любви и духовности.В спектакле мы показываем, что главное в жизни -  гармония, музыка, люди. Что их не сможет сломить ни война, ни обстоятельства.
В спектакле «Тихий Дон» М.Шолохова  крах устоев казачества передан через жизнеописание семьи Мелиховых. Рушится заведенный веками уклад жизни, рвутся казавшиеся нерушимыми семейные узы, идейные разногласия ставят близких родственников по разные стороны баррикад… Кровавые столкновения ломают и калечат души, разбивают сердца, но люди, ошибаясь и путаясь, ищут дорожки друг к другу  А в родном доме всегда ждут и любят, и  в него обязательно возвращаются. И в этом спектакле лейтмотивом "Главное - любовь!"
Я хочу, чтобы зрители выходили из театра с мыслью, что Любовь надо ставить на первое место, беречь . Что нет ничего страшнее, чем предать любовь.

Возврат к списку